22.06.2018 | Общественное обсуждение проекта Закона О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь

Необходимо отметить, что вопросы введения в Республике Беларусь уголовной ответственности за допинг в спорте прорабатываются совместно с заинтересованными органами государственного управления и спортивными федерациями с 2012 года и не утратили своей актуальности. Предлагаемый к общественному обсуждению законопроект разработан во исполнение пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 201 противодействии допингу в спорте который вступает в силу с 27 ноября 2018 года.Как показывает мировой опыт, проблема допинга является одной из центральных в современном спортивном движении.
В настоящее время наибольшее беспокойство Международного олимпийского комитета вызывают две серьезные угрозы олимпийскому движению – это допинг и тотализатор. Оба этих негативных явления способны девальвировать ценности и идеологию спорта, подорвать имидж любого государства не только в спортивной среде, но и в целом.
В этой связи всеобщая нулевая терпимость к допингу со стороны спортивного движения направлена на сохранение ценностей спорта и Олимпийской хартии, в том числе путем ужесточения антидопингового законодательства. При выявлении фактов применения допинга широко применяется принцип коллективной ответственности, а иногда, даже в отсутствие неопровержимых доказательств употребления допинга, от участия в крупнейших международных спортивных соревнованиях отстраняются команды, спортивные федерации и целые страны.

В целях предупреждения использования допинга в ряде стран приняты нормативные правовые акты, предусматривающие ужесточение мер и введение уголовной ответственности за незаконный оборот запрещенных в спорте веществ. А в таких странах как Австралия, Испания, Италия, Франция уголовная ответственность предусмотрена и за применение допинга.

К примеру, в Италии за использование, обладание, назначение, подстрекательство к употреблению допинга установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 3-х месяцев до 3-х лет и уплатой штрафа в размере 51 тысячи евро, а за распространение запрещенных в спорте веществ ‒ лишение свободы на срок от 2-х до 6-ти лет и уплатой штрафа в размере 77 тысяч евро.

Стоит отметить, что в последние годы в Республике Беларусь значительно активизирована работа по противодействию допингу в спорте и статистика применения запрещенных веществ снижается. Особенно это заметно в применении анаболических стероидов, количество выявленных случаев употребления которых в сравнении с 2014 годом снизилось в три раза.

Вместе с тем, несмотря на принципиальную позицию Министерства спорта, и туризма, Национального олимпийского комитета Республики Беларусь и учреждения ”Национальное антидопинговое агентство“ в вопросах применения запрещенных препаратов и методов, в нашей стране не удалось полностью избежать проблем с соблюдением спортсменами и тренерами антидопинговых правил.

Олимпийские игры 2008 года, прошедшие в г.Пекине и считавшиеся самыми успешными в спортивной истории нашей страны (19 медалей), перестали носить этот статус из-за допинговых нарушений белорусских спортсменов – осталось 13 наград. В этой связи Указом № 201 уже предусмотрен ряд жестких мер к спортсменам и их персоналу, причастным к употреблению допинга, что позволит обеспечивать полноценную реализацию положений Международной конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ”О борьбе с допингом в спорте“, членом которой является Республика Беларусь.

Справочно: К персоналу спортсмена относятся ‒ тренер, педагогический работник, менеджер, спортивный агент, медицинский работник или иное лицо, участвующее в спортивной подготовке спортсмена.

К примеру, данные лица лишаются права на дальнейшую работу в сфере физической культуры и спорта и обязаны возместить все выплаченные им денежные средства за достигнутые с применением запрещенных в спорте веществ и методов спортивные результаты. Эти подходы соответствуют международной практике и в настоящее время на официальном интернет-сайте Всемирного антидопингового агентства размещен список из 168 лиц персонала спортсмена (граждан разных стран) с которыми согласно пункта 2.10 Всемирного антидопингового кодекса запрещено любое сотрудничество, связанное со спортивной деятельностью, которое приведет к нарушению антидопинговых правил.

Однако практика показывает, что при выявлении фактов применения допинга в большинстве случаев ответственность несет единолично спортсмен, получая спортивную дисквалификацию.

Справочно: В соответствии со статьей 21.1.3. Всемирного антидопингового кодекса спортсмены несут полную ответственность за то, что они потребляют и используют.

Дисквалификация за допинг спортсмена, в подготовку которого вкладываются значительные бюджетные средства, как правило, означает завершение его спортивной карьеры и негативно влияет на международный спортивный имидж и экономику страны. Кроме этого, современные исследования позволяют утверждать, что длительное применение анаболических стероидов и иных запрещенных в спорте веществ вызывает ряд осложнений в состоянии здоровья спортсменов, а также необратимые тяжелые патологии. В этой связи по аналогии с другими странами, в том числе Российской Федерацией, проектом Закона предлагается установить уголовную ответственность персонала спортсмена за использование в отношении спортсменов и животных, участвующих в спортивных мероприятиях, а также склонение спортсменов к употреблению допинга.

В частности, предлагается дополнить Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее ‒ Кодекс) статьей 1481, согласно которой предусматриваются меры уголовной ответственности персонала спортсмена за использование в отношении спортсмена или животного, участвующего в спортивном мероприятии, веществ и методов, включенных в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов.

Справочно: Уголовная ответственность за использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, предусмотрена статьей 230-2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Включение статьи 1481 в Главу 19 Кодекса обусловлено тем, что последствия спортивной дисквалификации спортсмена за допинг в спорте приводят к потере его профессиональной трудоспособности в связи с лишением спортсмена права осуществлять педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта и сопоставимы с составом преступления, предусмотренным статьей 148 Кодекса за умышленное лишение профессиональной трудоспособности.

Проектом Закона предлагается также дополнить Кодекс статьей 3311, предусматривающей уголовную ответственность за склонение спортсмена к использованию запрещенных в спорте веществ и методов, включенных в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов, персоналом спортсмена.

Справочно: В соответствии с Указом № 201 Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов будет утверждаться Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством здравоохранения на основании списка запрещенных субстанций и методов Всемирного антидопингового агентства с учетом предложений НАДА.

Меры уголовной ответственности, предусмотренные проектом Закона, более лояльны, чем меры ответственности, установленные Кодексом в отношении вовлечения несовершеннолетних к употреблению сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а также меры ответственности, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации за аналогичные действия в отношении спортсменов.

Справочно: В соответствии со статьей 230-1 Уголовного кодекса Российской Федерации за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, максимальное наказание предусматривает лишение свободы на срок до трех лет.

Необходимо отметить, что в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов в соответствии со списком запрещенных субстанций и методов Всемирного антидопингового агентства могут входить наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры или аналоги.

В этой связи, и в целях разграничения мер уголовной ответственности за допинг в спорте от мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, статьи 1481 и 3311 проекта Закона содержат соответствующие нормы.